«Мир Кристины» - одна из самых известных работ выдающегося американского художника ХХ века Эндрю Уайета.
Картина была написана в 1948 году в городе Кушинг штата Мэн. Стоит отметить, что в целом география работ Уайета достаточно ограничена. Все картины художник писал исключительно в двух местах: в своём родном городе Чеддс Форд (штат Пенсильвания) и городе Кушинг на океанском побережье штата Мэн, где у семьи был летний дом.
«Мир Кристины», как и большинство работ этого автора, не получится понять «с разбегу», она раскрывается постепенно.
При поверхностном взгляде на картину мы видим молодую девушку, которая сидит в поле спиной к зрителям и смотрит на свой дом. Но всё ли действительно так?
Если присмотреться, то можно увидеть болезненно-худые бледные руки, грязные от пыли пальцы, потёртое платье, пробивающуюся в волосах седину, а главное, какое-то неестественное положение тела. В конечном итоге окажется, что главная героиня - это взрослая женщина (ей было 53 года) с ограниченными физическими возможностями. И в момент даже название картины приобретает совсем другой смысл.
На полотне изображена соседка художника Кристина Олсон. С детства она страдала от прогрессирующего неврологического расстройства, из-за которого к 26 годам потеряла возможность ходить. Долгое время считалось, что Олсон страдала от последствий полиомиелита, но это всего лишь версия, поскольку при жизни диагноз ей поставлен не был. Чтобы не обременять родственников и ощущать хоть какую-то свободу, Кристина отказалась от инвалидного кресла и передвигалась по дому и двору семейной фермы ползком.
Однажды Уайет выглянул в окно и увидел, как она ползала по полю и собирала ягоды. Тогда же он и решил написать картину, на которой Кристина была бы изображена несломленной.
«Для меня настоящим вызовом было запечатлеть её выдающуюся победу над жизнью, которую многие могли принять за отчаяние. Если мне хоть отчасти удалось передать зрителю мысль, что её мир ограничен физически, но не духовно, тогда я достиг своей цели», - написал художник в письме Альфреду Барру, первому директору Нью-Йоркского Музея современного искусства.
Уайета всегда причисляли к художникам-реалистам, хотя сам он отрицал в своём творчестве реализм и называл себя сюрреалистом. «Пишу не то, что вижу, а то, что чувствую», - сказал Уайет в интервью журналу «Тайм».
И действительно, работая над картиной, он использовал не только наблюдение, но и воображение. В частности, для усиления драматического эффекта, художник заменил маленький семейный двор Олсонов на значительных размеров поле. Кроме того, существует версия, что несмотря на то, что на картине представлен образ Кристины, художнику позировала его жена Бетси Уайет.
Интересна эта картина не только личной историей Кристины, но и техникой. При работе над полотном, художник использовал яичную темперу, вырисовывая сухой кистью каждую травинку. Только поле Уайет писал пять месяцев. Дома на заднем плане он прорисовывал гораздо позже.
«Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем. Делать фон - это как строить дом, чтобы потом в нём жить», - рассказал художник в документальном фильме «Реальный мир Эндрю Уайета».
Своей лёгкой рукой живописец сделал «Мир Кристины» безграничным. Во всех смыслах. Стараясь передать на полотне огромную внутреннюю силу героини и безграничность её мира, умещающегося в дом и фермерский двор, он создал что-то гораздо большее.
Кстати, дом, изображённый на картине, теперь известен как «дом Олсон». Он был включён в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с изображением на полотне.